2-4 Страсти Христа
У Сына Божия также были чувства. Впервые мое внимание к тому, что называется “страданиями воскресшего Господа”, как продолжение страданий Иисуса, привлек Альфред Норрис, а именно, что Он, будучи на небе, может вновь распинаться отступлениями Его братий на земле, когда Он снова мысленно переживает Свое распятие. Много раз в Новом Завете говорится о том, что Иисус восседает одесную Бога. Однако во время молитвы Стефан видел Его стоящим. То есть, Господь Иисус тем самым показал, насколько сильно Он сострадал и сочувствовал Стефану во время его молитвы.
Каждому из нас необходимо постоянно воссоздавать в своем воображении образ Иисуса Христа. Как и что Он говорил, как при этом жестикулировал. Ибо, если уж мы последовали за Ним, то нам необходимо следовать во всем за своим Кумиром, за Тем, о Ком по праву пишут и говорят “с большой буквы”. Когда мы вчитываемся в Его притчи, прислушиваясь не только к словам, но и к интонациям Его голоса, необходимо вновь и вновь углубляться в те жизненно важные причины, побудившие рассказывать Его подобные истории, вызывавшие в слушателях такой живой отклик. Ибо Этот Человек, Этот Сын Божий, должен жить среди нас, будучи главной составляющей нашей жизни. Нам всегда необходимо ощущать Его присутствие, ощущать то, что Он чувствует в тот или иной момент по отношению к нам. Он не может быть всего лишь “черным ящиком” в нашем уме, приспособлением для доставки наших молитв к Богу. Он, сущий сегодня на небесах, точно такой же, каким Он был здесь на земле 2000 лет назад, безгрешный Агнец Божий, ходивший по Галилеи, оплакивавший Сион, любивший детей, глубоко сочувствовавший родителям больных, возлюбивший считавшего себя праведным юношу, чувствовавший невольную жалость и сострадание к людям. Это тот же самый Иисус, Который будет точно таким же Иисусом в пришествие Его. На суде мы встретим того же самого Иисуса, Который жил, плакал, смеялся и страдал на пустынных дорогах Галилеи, с Которым нам предстоит жить и общаться вечно. А эти жизнь и общение, некоторым образом, начинаются уже сейчас, в этой жизни, ибо страдания Иисуса, Его чувства и сейчас точно такие же, какими они будут и в вечности. В Пс 4,9 Давид говорит, что “Ты, Господи, един даешь мне жить в безопасности” (или, одному мне даешь жить в безопасности). Те же самые слова встречаются во Вт 33,28: “Израиль живет (в Царстве) безопасно, один”. Давид внутренне ощущал безопасность даже среди жизненных невзгод, ибо мир и покой грядущего Царства уже обитали глубоко в его сердце. Точно также суть Царства может наполнять и нас в нашей жизни, если мы считаем, что наша вечная жизнь начинается уже здесь и сейчас.
Страсти будущего
Нет ничего удивительного в том, что Бог испытывает чувства, ибо мы созданы по образу Его, что также отчетливо было видно в страданиях Иисуса. В принципе, можно даже сказать, что Он должен быть таким, какими являемся мы, ибо мы созданы по Его образу и подобию. Именно по этой причине Иаков утверждает, что нам нельзя проклинать никого из людей, а наоборот, оказывать всем должное и соответствующее уважение, ибо все люди сотворены по образу Божию. Нам необходимо оказывать уважение не только к ним, но и к их чувствам и переживаниям, которые также отражают в себе Самого Господа Бога. Верх нашего блаженного упования - получение естества Божия. А это значит, что нас не ожидает бесчувственное существование роботов, исполняющих всевозможные бесконечные службы в Царстве Божием. Ибо Его естество отлично от естества роботов. Забудьте на мгновение о “трудности истолкования” места, рассказывающего о богаче и Лазаре. Заострите все внимание на том, что Лазарь был “на лоне” (т.е. на груди) Авраама (Лк 16,23). Он был на руках, на груди Авраама, тем самым получая утешение (ст 25), в то время когда богач испытывал мучения. В Мих 7,5 используется тот же самый образ, жены, лежащей “на лоне”, на груди своего мужа. В Плач 2,12 то же самое словосочетание, “в лоно”, используется также, для того, что бы описать чувства поиска утешения. Именно то же будет и в Царстве Божием, особенно, сразу же после получения нами своей мзды. Ибо, как раз именно об этом и рассказывает притча о богаче и Лазаре, так как богач не вечно будет мучим, ибо его мучения ограничатся мучительным осознанием своего вечного и неизменного осуждения. Но в то же время, пока он будет испытывать муки, некий его нищий брат будет получать утешение от Авраама. И тот и другой в то время будут обладать Божественным естеством, однако один из братьев утешается на лоне Авраамовом... Заодно стоит заметить, что это помогает понять сказанное Иоанном в Ин 1,18: “Единородный Сын, сущий в недре (то же слово, переведенное как “лоно” и “грудь”) Отчем...” (после Своего вознесения). Будучи полностью испытан, Иисус получил утешение от Отца. Между Ними была и остается глубокая чувственная связь, которая будет в Царстве и между нами.
Мы крепко обнимем друг друга, утешая и поздравляя друг друга, громко смеясь и плача на улицах, или развалинах Иерусалима. Кто знает, как все это будет происходить на самом деле? Единственно, в чем не приходится сомневаться, так это в том, что это будет потрясающе! В голове будут вспыхивать моменты прожитой жизни, на которую тогда мы будем смотреть совершенно по-другому... усмехаясь, плача, вспоминая прожитые годы... О, неужели это тот самый пророк Исаия?.. А где Наташа? В последний раз я ее видел в Библейском лагере... Помню, мы наговорили тогда друг другу много лишнего... Как же глуп я был тогда... Короче, мы не знаем что и как будет происходить в то время. Представляйте себе всё, что хотите. Просто я хочу сказать, что тогда будет всплеск разнообразных эмоций: радости, печали, удивления, горечи, гнева, удовлетворенности, восторга... ибо всё это является частью естества Божия, причастниками которого мы станет в то время.
В притче из Лк 16 говорится о тех, кто захочет перейти из места осуждения в место блаженства, а так же о таких, и на это обратите особое внимание, которые захотят перейти в место осуждения, дабы спасти обреченных - мучающихся, плачущих и скрежещущих зубами(1). Но ни то, ни другое будет невозможно. Даже обладая Божественным естеством, некоторые из нас не смогут делать то, что бы им хотелось - спасти отверженных на суде. Это напоминает времена Ахава, когда Ангелы предлагали Богу множество советов, но из всех был принят лишь один. Обладание Божественным естеством, таким же естеством, каким обладают Ангелы, не мешает обладать так же и чувствами. Так же это не означает, что мы будем сразу же и всегда обладать стопроцентным пониманием всех путей Божиих.
Таким образом перед Господом жатвы, получившие “динарий” спасения и Божественного естества, те, кто думали, что они работали больше, возроптали на тех, кто, по их мнению, работал меньше, однако так же, как и они, получили по динарию. Господин упрекнул их, однако их динарии так и остались при них (ср. со спасением - Мф 20,11). Последующее добавление о том, что “так будут последние первыми, и первые последними”, может означать то, что и они войдут в Царство, однако займут более нижнее место. Роберт Робертс писал, что он уверен в том, что единственно возможной реакцией святых на получение Божественного естества, будут бурные слезы. И я полностью согласен с ним. Если же судить по чувствительности Иисуса, то и Он должен был плакать. Обладание Божественной природой не означает, что вы уже никогда не будете плакать, ибо и Божественному естеству свойственны слезы. Именно поэтому на небесах слышны рыдания в то время, когда нам здесь, на земле приходится проходить долинами слез. Некоторые, даже несмотря на имеющиеся у них большие сомнения насчет справедливости Божией, все равно окажутся в Царстве (Мф 20,12,13 - “друг”). Некоторые возлягут в Царстве “со стыдом”, ибо почитали себе выше всех остальных своих братьев (Лк 14,9 - ср. со старшим братом), т.е. они будут чувствовать невольно стыд и неловкость за самих себя. Некоторые попробуют возражать, что по праву вознагражденный брат уже имеет десять мин, а потому не нуждается в большем прославлении (Лк 19,25).
Из всего этого вытекает то, что даже после суда, получив воскресение и жизнь, мы все так же останемся больше человеками, нежели тем, о чем мы ныне мечтаем. Однако более чувствительными, более способными к пониманию, обладающими большим духовным потенциалом к дальнейшему возрастанию, возможно, намного большим, чем мы себе ныне можем представить. Божественное естество не равнозначно бесстрастию. Кто бы не написал слова в гимне о том, что Царство “славится бесстрастием”, пусть искренне, но все же заблуждался (хотя может быть и так, что он написал так просто потому, что не нашел лучшей рифмы), ибо Бог по Своей природе не бесстрастен, а мы будем обладать Его естеством.
Преизбыток жизни
Отертые Богом с наших глаз слезы по прошлой жизни, также связаны с эмоциональными ощущениями принятия нас на суде. Однако это совсем не означает, что нам в будущем больше не грозит чувство горечи или печали, ибо Бог грустит и огорчается в сердце Своем даже по ныне. А мы будем обладать Его естеством. Представьте себе на минут, какие чувства захлестнут нас, когда нам будет даровано Божественное естество. Малахия говорит, что мы взыграем, “как тельцы упитанные”, доселе томившиеся в тесном и мрачном стойле, готовившееся к закланию, которых однако внезапно выпустили в солнечный день пастись на лужок. Тогда мы будем действительно скакать от радости, по-настоящему вкушая от истинной свободы. И все же Отец будет утешать верных после суда, утирая с их глаз, проступившие уже после него (судя из текста) слезы, помогая лучше и глубже осознать, что наше грешное прошлое позади, что все горести полностью прошли (Откр 21,4). Слова, “войди в радость господина твоего”, звучат так, как будто Господь предлагает преодолеть любые остатки печали, чтобы войти в чистую Его радость, чтобы нам, наконец-то, полностью возрадоваться вместе с Ним. Такое же впечатление производит и “приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство”. И все это насквозь пропитано чувствами. А ведь мы в то время будем обладать Божественным естеством. Из чего следует, что Он обладает теми же самыми чувствами, что и мы, которые Он переживает и испытывает даже по ныне.
Настоящая жизнь, возможная лишь с Богом, как сейчас, так и в будущем, может быть какой угодно, но только не скучной. Она есть и будет интересной, удивительной, энергичной, максимально наполненной во всех ее проявлениях, предоставляя нам постоянно возрастающие возможности для более полного понимания нашего бесконечно удивительного Бога. Именно эта безграничность делает наше общение с Богом таким привлекательным. Мы видим Его чувства и страсти. И мы сочувствуем и сопереживаем им, недопонимая Его до конца. Он помогает нам думать о том, что мы делаем, после чего мы понимаем насколько же мало мы знаем о Нем. Подобно Иову мы чувствуем, что Он как лев сокрушает нас, после чего являет нам Свои удивительные милости. Нам необходимо глубоко ценить Его чувства, чувства, которые мы сейчас видим как бы через мутное стекло. И Он видит наши чувства и страсти и сочувствует и сострадает им. Мы Ему открыты полностью, Он нам - нет. И Он вводит нас глубже в Самого Себя, открывая нам Свою сущность, что помогает нам лучше и глубже понять Его Самого, а также Его волю по отношению к нам и нашей ничтожной жизни. Не достает слов, чтобы выразить такое простое и чистое чудо нашего общения с Ним. Впрочем, можно немного взглянуть на общение с Ним через щелочку страстей в Гефсимании, через напряженное общение Отца и Сына в саду и на Голгофе. Взглянуть на те страдания, которые испытывал в то время Бог, на страдания, о которых нам лучше не говорить вслух. Наша жизнь с Богом во Христе значит намного, намного больше, нежели правильное понимание и знание некоторых основных учений, или же посещение несколько раз в неделю “церкви”. Медленная смерть от рака на постели в небольшом городке США, или в блочном Московском доме, в Африканской, или Индийской деревушке... Чувство безысходности от повседневных однообразных рутинных дел по хозяйству, или же завышенные требования работодателя... Все мы время от времени сталкиваемся с подобными проблемами, которые приходится разрешать в союзе с таким удивительным и чудесным Богом, каким является для нас наш Бог. Хвалите Его, прославляйте Его за то, Кем он был, есть и еще будет для нас, за то, что Он дал нам знать о Себе, за все милости, которые Он уже явил и еще явит нам. Хвалите Его за то, каков Он есть! Ибо Он хочет даровать нам вечное спасение! Страстно и всегда охотно ищите Его, стараясь угодить Тому, Чье сердце обливается за нас кровью!
Примечание
(1) Мы слишком легко и быстро представляем себе, что Ангелы отнесли Лазаря на лоно Авраамово сразу после смерти. Однако это совсем не обязательно. Он мог умереть, быть погребен и потом, после возвращения Господа, как верный, когда Ангелы вышли, чтобы собрать избранных, отнесен Ангелами после суда в Царство. Ведь богач мог оказаться в геенне только в последний день, как о том часто говорил Иисус. Единственный элемент пародии на бытовавшее в то время среди Иудеев верования, является то, что Лазарь, будучи мертвым, все же мог прийти и предупредить братьев богача. А эта вставка была сделана Господом наверняка для того, чтобы показать, что даже после Его воскресения будет невозможно обратить тех, кто невнимательно слушал Ветхий Завет.